1 учетная политика для целей налогообложения формируется. Особенности формирования учетной политики в целях налогообложения

Термин «учетная политика» хорошо известен бухгалтерам организаций, что касается индивидуальных предпринимателей, то многие из них уверены, что раз они не ведут бухгалтерский учет, то и этот документ к ним никакого отношения не имеет. Это не совсем так, давайте разбираться.

Что такое учетная политика?

Учетная политика - это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета , то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ - по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя. В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС - до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает - руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации - для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками НДС;
  • работающие на УСН Доходы минус расходы;
  • плательщики сельхозналога;
  • при .

Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Структура учетной политики

Учетная политика организации может быть общей - для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.

Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:

  • организационно-технический;
  • методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
  • методологический для целей налогообложения.

Важные пункты учетной политики приведены в таблице:

Организационно-технический раздел

Способ ведения учета

Указать, кто ведет учет - руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер.

Форма учета

Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная.

Рабочий план счетов

Формы первичных учетных документов

Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении.

Право подписи первичных учетных документов

Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях.

Формы бухгалтерских регистров

Перечень и форму регистров укажите в приложении.

График документооборота

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Инвентаризация

Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций.

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

Промежуточная бухгалтерская отчетность

Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности.

Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров

Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО).

Доходы и расходы организации

Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).

Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства.

Учет расчетов по налогу на прибыль

Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет.

Создание фондов и резервов

Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд.

Учет основных средств

Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и

способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки.

Методологический раздел для целей налогообложения

Источники данных для налогового учета

Определите, на основе чего ведется налоговый учет - бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике).

Метод амортизации ОС

Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.

Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве

Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО).

Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль

Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).

Метод признания доходов и расходов

Выберите - метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения).

Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам

Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально.

Определение перечня прямых расходов

Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ)

  • Нещадимова Анастасия Алексеевна , бакалавр, студент
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
  • МЕТОДЫ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
  • ОБЪЕКТ УЧЕТА

Статья посвящена аспектам учетной политики, которые необходимо учитывать индивидуальным предпринимателям исходя из специфики налогообложения их деятельности и ведения учета. Отражены особенности учётной политики в зависимости от специфики деятельности организации и выбранного объекта налогообложения.

  • Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ
  • Применение ЕСХН. Контроль и пути предотвращения рисков
  • Особенности использования налоговых расчетов в качестве элемента учетной политики в целях налогообложения
  • Выявление взаимосвязи между бухгалтерской и налоговой отчетностью

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н, определяет, что учетная политика, это совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Согласно налоговому кодексу, частью второй, учетная политика - это выбранная налогоплательщиком способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово–хозяйственной деятельности налогоплательщика. Таким образом, определение учетной политики в различных нормативно–правовых источниках имеет одинаковое значение, но различную формулировку для разных целей учета - это документ, который описывает, которыми индивидуальный предприниматель руководствуется при ведении учета в тех случаях, когда имеется возможность выбора из нескольких вариантов.

В соответствии с ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402–ФЗ от 06.12.2011 г. индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, что позволяет им не составлять учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета, однако это не освобождает их от составления учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политики для целей налогообложения представляет собой совокупность способов расчета доходов, расходов экономического субъекта, их признания, оценки, распределения и учета других показателей для расчета налогов. В данном локальном нормативном документе подлежат обязательному отражению правила и методы, используемые в деятельности субъекта при исчислении и уплате налогов в бюджет.

В настоящее время индивидуальные предприниматели имеют право самостоятельно выбирать методы оценки активов и режим налогообложения, применяемый при исчисления налогов. Например, НК РФ предусматривает выбор одного из нескольких методов для оценки материалов и сырья:

  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);

Также есть ряд ситуаций, для которых нет законодательно закрепленных правил налогового учета. Это относится, например, к порядку распределения доходов и расходов при совмещении нескольких режимов налогообложения, упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). В связи с этим возникает необходимость в самостоятельной разработке методов учета и их обязательном закреплении в учетной политике. Для того, чтобы правомерно применять налоговую учетную политику, ее необходимо разработать, а затем утвердить на основании приказа (распоряжения) предпринимателя. Стоит отметить, что в соответствии с законодательством РФ, учетную политику необходимо формировать до 1 января того года, в котором она будет применяться. Применять утвержденную налоговую политику необходимо последовательно из года в год, при этом нет необходимости составлять на каждый год новый. В учетную политику, при необходимости, можно вносить изменения и дополнения, которые оформляются отдельными приказами, утверждаемыми индивидуальным предпринимателем. Сведения, отражаемые в учетной политики для целей налогообложения, могут различаться у различных экономических субъектах. Это связано с различиями в роде осуществляемой деятельности, применяемой системы налогообложения, из–за совмещения разных налоговых режимов.

В целях налогообложения целесообразно прописать основные элементы учетной политики, подлежащие раскрытию вне зависимости от применяемого экономическим субъектом налогового режима:

  1. Режим налогообложения. Сущность данного элемента заключается в описании применяемой системы налогообложения, любой налоговый режим в данный момент времени применяется в добровольном порядке. Стоит отметить, что для перехода на специальные режимы налогообложения - УСН, ЕНВД, патентную систему - необходимо в установленный срок подать соответствующее заявления в ИФНС.
  2. Право подписи документов. Заключается в необходимости указания лиц, которые имеют право подписи документов. На доверенное лицо необходимо составить доверенность, заверенную нотариально, в этом случае представитель предпринимателя получает право заключать и подписывать договоры от имени руководящего лица, представлять интересы организации в налоговой инспекции, распоряжаться банковским счетом и т.д
  3. Оформление кассовых документов. Суть данного элемента заключается в отражении условий ведения кассовых операций - оформляются ли приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга и т.д. В соответствии с указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 г. №3210–У индивидуальные предприниматели с 1 июня 2014 г. предприниматели могут отказаться от оформления кассовых документов, в этом случает необходимо составить соответствующий приказ.
  4. Лимит наличных денег в кассе. Индивидуальные предприниматели могут не устанавливать по кассе лимит остатка наличных денег, в соответствии с указанием Банка России №3210–У от 11.03.2014 г., в этом случае данное решение необходимо закрепить учетной политике субъекта и составить необходимый приказ, если предприниматель решил и дальше работать с кассовым лимитом, необходимо в учетной политике привести порядок его расчета.
  5. Учет основных средств. Начиная с января 2016 года, малоценные основные средства в бухгалтерском и налоговом учете отражаются по–разному. В налоговом учете, в соответствии с п.1 ст. 257 НК РФ, основными средствами признаются средства труда первоначальной стоимостью свыше ста тысяч рублей, остальные объекты не относятся к основным средствам и их стоимость списывается в текущие расходы. В то же время, стоит отметить, что в целях ведения бухгалтерского учета, в соответствии с ПБУ 6/01, данный лимит составляет сорок тысяч рублей, не соответствующие ему объекты учитываются в составе материально–производственных запасов.
  6. Ставки для начисления страховых взносов за работников. Необходимо указать, имеет ли данный экономический субъект право на применение пониженных ставок по страховым взносам.
  7. Порядок выдачи денег под отчет. Суть данного элемента заключается в том, что выдавать деньги можно двумя способами: методом перечисления на банковскую карту и наличными из кассы. Также индивидуальный предприниматель может совмещать оба данных способа, для этого необходимо прописать данное условие в учетной политике.

В зависимости от применяемого экономическим субъектом налогового режима возникает необходимость в отражении в учетной политики связанных с ним специфических положений. Предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), необходимо выбрать объект налогообложения. НК РФ определяет два объекта налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Одним из наиболее важных вопросов, который необходимо прописать в налоговой учетной политики, является метод оценки материалов, сырья и покупных товаров, в соответствии с НК РФ. Индивидуальный предприниматель имеет право выбрать любой из предложенных.

Предпринимателям, применяющим единый налог на вмененный доход (ЕНВД), необходимо прописать в учетной политике следующие вопросы:

  • раздельный учет физических показателей. Т.е необходимо прописать порядок распределения физических показателей между различными видами осуществляемой деятельности, площадей, используемых в разных видах деятельности и т.д.;
  • раздельный учет страховых взносов с зарплаты сотрудников при ведении «вмененной» деятельности. Надо указать, каким образом будут распределяться взносы с заработка вспомогательного и административного персонала - пропорционально удельному весу вмененного дохода по каждому месту ведения деятельности в общем объеме доходов. Если одновременно ведется один вид «вмененной» деятельности в нескольких отдельно расположенных местах, то следует раздельно учитывать страховые взносы сотрудников, задействованных в каждом месте. Данная информация используется в обязательном порядке для заполнения декларации по ЕНВД, составляемой по каждому месту ведения бизнеса.

Существует патентная система налогообложения, которая является самостоятельным налоговым режимом. Согласно ей, учет доходов, полученных от реализации, ведется на каждый приобретенный патент в Книге учета согласно утвержденном Минфином РФ форме (данный факт необходимо отразить в учетной политике организации). Однако, стоит отметить, что, согласно ст.346.45 НК РФ, при превышении величины доходов, полученных от патентной деятельности, с начала года шестидесяти млн. рублей, индивидуальный предприниматель теряет право на использование данной системы.

Также, индивидуальным предпринимателям, совмещающим УСН и ЕНВД, необходимо вести раздельный учет общих расходов согласно законодательству РФ. В учетной политике необходимо отразить порядок распределения общих расходов, согласно одну из выбранных вариантов:

  • пропорционально доле доходов, рассчитанной нарастающим итогом с начала года;
  • пропорционально доле доходов от конкретного вида деятельности в общей сумме доходов, рассчитанной за месяц

В п. 8 ст. 346.18 НК РФ указано, что расходы необходимо распределять пропорционально доле доходов, которые получены от каждого вида специального режима, однако сами правила распределения не приведены. В связи с этим возникает возможность выбора наиболее удобного для конкретного экономического субъекта варианта. Также, при раздельном учете страховых взносов, если предприниматель не является работодателем, можно выбрать один из вариантов учета личных взносов: распределить всю сумму взносов учесть в рамках одного специального режима или распределить их пропорционально доходам по разным специальным режимам. Раздельный учет страховых взносов, является работодателем, т.е если у него есть работники, занятые в хозяйственной деятельности как на УСН, так и на ЕНВД. В данном случае необходимо отразить порядок распределения взносов за работников, вариант распределения доходов пропорционально с начала года по разным специальным режимам нарастающим итогом либо же пропорционально доходу от каждого специального режима за квартал. Взносы, которые уплачены за себя, можно учесть только в той части, которая приходится на деятельность по УСН.

Таким образом можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели должны в обязательном порядке формировать учетную политику для целей налогообложения. В ней подлежат отражению те правила учета, по которым предоставлено право выбора из нескольких существующих вариантов и которые не имеют четкой формулировки в законодательных актах. Выбранные способы и методы ведения налогового учета должны соответствовать внутренним возможностям субъекта и учитывать условия внешней среды. Применение грамотно составленной учетной политики позволит организации наиболее эффективно решать поставленные задачи и осуществлять хозяйственно–финансовую деятельность.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации. НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  2. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: утв. Указом Президента РФ от 06.12.2011 г. №402–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  4. Учетная политика учреждения 2016 [Электронный ресурс] / Журнал Главбух, http://www.glavbukh.ru/art21459–uchetnaya–politika–uchrejdeniya–2016
  5. Учетная политика организации: как сформировать, дополнить, изменить [Электронный ресурс] / Журнал Главбух, http://www.glavbukh.ru/art/30991–qqqm7y16–uchetnaya–politika–organizatsii–kak–sformirovat–dopolnit–izmenit

В соответствии Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" независимо от организационно правовой формы и формы собственности каждая организация должна разработать и принять Учетную политику.

Типовая структура учетной политики включает общие положения, порядок составления и утверждения смет доходов и расходов, план финансово-хозяйственной деятельности, организацию бухгалтерского (бюджетного) учета, порядок и сроки проведения инвентаризации, порядок и сроки представления бюджетной и иной отчетности и учетную политику в целях налогообложения.

1. Общие положения

Данный раздел может содержать:

  • законодательные и нормативные документы, применяемые при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета;
  • задачи и функции структурного отдела (бухгалтерии), на который возложено ведение бюджетного учета и составление отчетности;
  • общие направления и принципы по ведению документооборота и составлению первичных документов;
  • принципы отражения учета исполнения бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Кроме того, следует описать принципы осуществления мероприятий по автоматизации бюджетного учета, указать наименование программного продукта, выбранного учреждением для комплексной автоматизации бухгалтерского учета, а также раскрыть причины обусловленности выбора програмного обеспечения.

2. Порядок составления и утверждения бюджетных смет (плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения для бюджетных и автономных учреждений соответственно)

Здесь раздельно приводится порядок и локально-нормативный акт, которым закреплено составление бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности

3. Организация бюджетного учета (методология учета)

В данном разделе желательно пояснить специфику бюджетного учета, отразить:

общие принципы учета, с раскрытием информации в части организации бухгалтерской службы, порядка документооборота, перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, технология обработки учетной информации в условиях комплексной автоматизации бюджетного учета. Следует отразить особенности бюджетного учета в учреждении (например, в части внутриведомственных расчетов);

  • учет нефинансовых активов (в разрезе основных средств и материальных запасов). Кроме того, можно утвердить структуру инвентарного номера основных средств нематериальных и непроизведенных активов;
  • порядок учета и списания топлива и ГСМ;
  • порядок учета и списания материальных ценностей, числящихся на забалансовых счетах;
  • учет расчетов с подотчетными лицами (в том числе в части хозяйственных операций и порядка оплаты при нахождении в служебной командировке);
  • учет расчетов с дебиторами и кредиторами, а также порядок контроля за указанными операциями;
  • учет расчетов по оплате труда;
  • учет кассовых операций
  • санкционирование расходов бюджета по принятию бюджетных (денежных) обязательств;
  • учет доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
4. Порядок и сроки проведения инвентаризации, а также состава инвентаризационной комиссии по видам инвентаризуемого имущества

Согласно Закону № 402-ФЗ устанавливает нам следующие правила: случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются учреждением, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

В настоящее время порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" .

Проведение инвентаризаций обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
Важно

При смене материально ответственных лиц инвентаризация проводится только в части имущества, закрепленного (числящегося) за соответствующим должностным лицом.

5. Порядок и сроки предоставления бюджетной и иной отчетности

6. Учетная политика в целях налогообложения

Раздел должен содержать особенности учета по тем налогам (обязательным платежам в бюджет), плательщиками которых является учреждение, в т.ч.:

  • налог на доходы физических лиц и страховые взносы во внебюджетные фонды;
  • транспортный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество;
  • земельный налог, и др.

Псковский государственный университет

Контрольная работа

Налоги и налогообложение

Тема: Учетная политика для целей налогообложения

Введение

Глава 1. Учетная политика для целей налогообложения

    1. Сущность и задачи учетной политики организации

    2. Формирование учетной политики и ее основные элементы

    3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.

К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ, либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

Однако следует отметить, что значение учетной политики для целей налогообложения недооценивается многими предприятиями, в которых к её разработке относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов.

Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение элементов учетной политики для целей налогообложения прибыли организаций.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;

дать характеристику элементам учетной политики для целей налогообложения прибыли;

рассмотреть учетную политику в целях налогообложения как инструмент налогового планирования при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим.

Предметом исследования являются отношения государства и налогоплательщика при взимании налога на прибыль.

Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.

      Сущность и задачи учетной политики организации

Варианты методов налогового учета появлялись в НК РФ постепенно.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской.

Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    методы оценки активов и обязательств;

    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями;

    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

    определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

    выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

    выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

    идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

    отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

    оформление избранной учетной политики.

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике.

Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив – по реальным процентам, что значительно выгоднее.

3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.

Отметим, что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. Однако с 1 января 2007 года оно появилось в Налоговом кодексе. Ведь пункт 2 статьи 11 кодекса дополнен таким абзацем: “учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения”. Кроме того, это понятие включает в себя “учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика” 2 .

Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:

      принципы ведения налогового учета;

      методы расчета того или иного налога;

      регистры налогового учета.

Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления). С этого года все обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно. Еще несколько слов об НДС. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, вам следует определить порядок их раздельного учета. Основная часть учетной политики будет касаться налога на прибыль.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно.

Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

Принципы построения учетной политики в целях налогового учета "разбросаны" по различным главам НК РФ. И зачастую бухгалтеры полагают, что налоговая учетная политика существует только в рамках учета по налогу на прибыль. Вместе с тем анализ норм законодательства о налогах и сборах показывает, что право выбора у налогоплательщика (варианта учета) существует в том или ином виде независимо от применяемой организацией системы налогообложения.

От выбора, сделанного руководством организации при формировании учетной политики, в немалой степени зависят суммы налогов, перечисляемых в бюджет, а также время их уплаты. Следовательно, именно налоговая учетная политика является одним из законных инструментов оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономической нестабильности.

В ряде случаев бухгалтерская и налоговая политика взаимозависимости. И только при их продуманном сочетании будет возможна оптимизация налогообложения. Например, если вести речь о налоге на имущество, то следует напомнить, что налоговая база по данному налогу рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, учитываемого в качестве основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Соответственно, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, оказывает непосредственное влияние порядок организации учета основных средств, определенный в бухгалтерской учетной политике.

Таким образом, в текущей ситуации без грамотно составленного приказа об учетной политике как в части бухгалтерского учета, так и налогообложения не обойтись.

Понятие "учетная политика для целей налогообложения" было введено гл.21 Налогового кодекса РФ "О налоге на добавленную стоимость". В ст.167 "Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг)" НК РФ определены общие положения по формированию учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:

определение налоговой базы по налогу на прибыль;

формирование налоговых обязательств перед бюджетом;

оценка имущества;

распределение убытков между налоговыми периодами.

В гл.25 НК РФ не указано, на кого возложена обязанность по формированию учетной политики. Эта работа может выполняться тем структурным подразделением организации, которому поручено ведение налогового учета.

В процессе формирования учетной политики должны быть обоснованы организационно - технические и методические аспекты налогового учета:

порядок организации налогового учета;

принципы и порядок налогового учета видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

формы аналитических регистров налогового учета;

технология обработки учетной информации;

способы ведения налогового учета;

другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета.

Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то в учетной политике необходимо раскрыть особенности налогового учета доходов и расходов по каждому из них.

Принятая учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя. Учетная политика для целей налогообложения вновь созданной организации утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. Учетная политика для целей налогообложения обязательна для всех обособленных подразделений организации.

После принятия гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ к понятию "учетная политика для целей налогообложения" добавились такие новые понятия, как "налоговый учет", "система налогового учета", "аналитические регистры налогового учета".

В учетной политике для целей налогообложения организация-налогоплательщик отражает порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными гл.25 НК РФ. Приложениями к учетной политике для целей налогообложения устанавливаются формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов, разрабатываемых налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.


Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства и применяемых методов налогового учета в установленные законодательством сроки. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается при изменении:

законодательства о налогах и сборах - с момента вступления в силу измененных или вновь введенных норм законодательства;

применяемых методов учета - с начала нового налогового периода.

Действующим законодательством не предусмотрена обязательность представления учетной политики организации для целей налогообложения и вносимых в нее изменений налоговым органам. Не определены четко состав и структура учетной политики для целей налогообложения. Поэтому налогоплательщик может самостоятельно принять решение об утверждении единой учетной политики организации для целей налогообложения. На практике организации часто составляют не только единую учетную политику для целей налогообложения, но и общую учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, выделяя в ней два самостоятельных раздела: первый - по правилам ведения бухгалтерского учета, второй - по правилам ведения налогового учета. Такой подход позволяет избежать дублирования положений, норм, правил, способов, методов, применяемых в бухгалтерском и налоговом учете.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде статей гл.25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики. К их числу относятся методологические приемы и способы налогового учета, приведенные в таблице.

В гл.25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения наряду с элементами учетной политики, приведенными в таблице 39.

Приведем методологические приемы и способы налогового учета доходов и расходов, не определенные в гл.25 НК РФ как обязательные элементы учетной политики организации для целей налогообложения, и варианты (условия) их применения.

Таблица 39

Способы ведения налогового учета

Объект учетной политики Варианты применения Обоснование, НК РФ
1. Применяемый организацией метод оценки сырья и материалов, избранный ею в целях определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Метод оценки стоимости единицы запасов Метод оценки по средней стоимости Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)
2. Порядок начисления амортизации основных средств 2.1. 2.2. Начислять амортизацию по нормам амортизационных отчислений ниже установ ленных в соответствии со ст.259 НК РФ Не начислять амортизацию по нормам амортизационных отчислений ниже установлен ных в соответствии со ст.259 НК РФ
3. Порядок включения в состав прочих расходов по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) расходов на освоение природных ресурсов 3.1. 3.2. Включать равномерно в течение 12 месяцев Включать равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации
4. Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту
5. Метод оценки покупных товаров, на стоимость приобретения которых налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации данных товаров 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) По средней стоимости По стоимости единицы
6. Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг при реализации или ином выбытии ценных бумаг 6.1. 6.2. 6.3. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) По стоимости единицы
7. Норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва
8. Предельная сумма и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва 324.1

Перечень аналитических регистров налогового учета, применяемых организацией, приводится в виде приложения к учетной политике для целей налогообложения. Статьи 313 и 314 НК РФ определяют два возможных способа обобщения информации для целей налогообложения: 1) налогоплательщик дополняет применяемые регистры бухгалтерского учета, если в них содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ, формируя тем самым регистры налогового учета; 2) ведет самостоятельные регистры налогового учета.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении; наименования хозяйственных операций; подписи (расшифровки подписей) лиц, ответственных за составление указанных регистров.

В учетной политике для целей налогообложения следует также отразить применяемый налогоплательщиком способ ведения аналитических регистров налогового учета: с использованием компьютерных программ или ручным способом.

Контрольные вопросы

1. Из каких разделов состоит учетная политика для целей бухгалтерского учета.

2. Какие документы утверждаются при формировании учетной политики.

3. Что такое учетная политика для целей налогообложения.

4. Перечислите способы ведения налогового учета.

5. Перечислите способы организации и ведения бухгалтерского учета.